Пять сфер тела лидера, или соматическое лидерство (по Ричарду Строцци-Хеклеру)

Нет абстрактного лидерства. Лидерство нельзя изучить как какую-нибудь теорию. Лидерство возникает в отношениях между людьми. Можно подумать, что способность к лидерству определяют гены, везение, психологические техники. Но  нет! Лидер создает себя сам. Лидерство – это способ быть, когда вы организуете свою жизнь в соответствии со своими ценностями, даете направление другим и ведете их за собой. Это умение и искусство, которые могут развиваться через приверженность и практику.

Ричард Строцци-Хеклер

Обращение к соматическим практикам, направленным на развитие лидерских качеств, требует новой интерпретации того, что мы называем телом. Тело лидера включает в себя пять сфер: 1) действие; 2) настроение; 3) координацию; 4) обучение; 5) достоинство. Рассматривая эти пять сфер, важно помнить, что мы выделяем их только для удобства понимания, поскольку в реальности они образуют единое целое. Они составляют целостную сущность – тело, и лишь из-за причуд языка нам приходится их разграничивать.

Действие

Слово лидерство происходит от староанглийского lethin, означающего «заставлять случаться, происходить». Лидеры предпринимают действия, в основе которых лежит работа мускулатуры. Лидеры четко видят цель, а затем мобилизуют и организуют других (равно как и себя) для ее выполнения. Их действия результативны.

Однако не каждое действие непременно должно быть движением. Крайне значимым является словесное выражение своих желаний и стремлений. То есть если мы не объясняем сами себе, какое значение имеют для нас наши поступки и с какой целью они совершаются, то мы будем просто проживать дни в скучном вычеркивании готовых дел из списка. Мы будем выполнять задачи, не давая себе передышки в работе и потеряв связь с общей картиной жизни. Когда же мы понимаем, зачем, «ради чего» выполняем что-либо, мы действуем гораздо эффективнее, наш настрой намного бодрее, мы сосредоточены и лучше распоряжаемся временем.

Лидеры провозглашают свою цель. К примеру: «Я добьюсь роста бизнеса на 15 % в этом году», «Мы укрепим систему социального обеспечения», «Каждая семья в Америке должна получить адекватное медицинское обслуживание», «Наша армия должна быть оснащена наиболее продвинутыми технологиями», «В следующие полгода я сброшу двадцать пять фунтов», «Я напишу книгу», «Я добьюсь того, чтобы в родительский комитет к началу учебного года вступило на 20 % людей больше, чем в прошлом году». За каждым из этих обязательств стоит история о том, почему эта цель так важна (чаще всего мы думаем именно об этом, когда делаем свое устное заявление).

Лидер  берет на себя организацию тех дел, которые выбирает, и задает направление разговора и характер действий. Тем самым он обеспечивает необходимый позитивный настрой, внимание, чуткое слушание, ответственность и творческий подход в любом деле.

Когда мы посредством своих занятий связаны с внутренними стремлениями, убеждениями, видением того, что для нас важно, что привлекает наше внимание, тогда мы находимся «в действии». Если же мы в течение дня бездумно переходим от одной задачи к другой, то ничего на самом деле не совершаем.

Чтобы предпринимать толковые действия в качестве лидера, человек должен воплотить в самом себе идею, ценность того, что он делает. У суфиев есть одно верное замечание касательно этого утверждения: «Dast ba Dar, Del ba Yar» («Пока твои руки заняты работой, храни в своем сердце образ Бога»). Лидеры реализуют идею, следовательно, они сами и есть идея. Их слова и действия соответствуют друг другу. Лидеры  умеют вызывать доверие и побуждать людей к сотрудничеству.

Настроение

Если ты хочешь руководить, познай, что ты делаешь со своей энергией

Лао-Цзы

Питер Друкер, последние сорок лет считающийся американским гуру в области менеджмента и лидерства, сказал, что первоочередная задача лидера – научиться управлять своей энергией. Если подумать, сколько всего приходится делать лидеру, то это замечание надо признать весьма существенным. Управление нашей энергией, в частности, относится к сфере настроения.

Настроение – это наша установка в данной ситуации. Это наша диспозиция и взгляд на жизнь. Мы также называем его духом, боевым духом, энергией, установкой и чувством, когда спрашиваем: «Какое у тебя настроение? Бодр ли? В каком состоянии командный дух?» Или: «Как ты себя чувствуешь? Как к тебе относятся сотрудники?».  

Настроение отличается от эмоции тем, что держится в течение более длительного времени. На настроение также сильно влияют испытываемые нами эмоции. К примеру, когда мы охвачены любопытством и заинтересованностью, сложно злиться, тогда как отчаяние – отличная почва для гнева и даже ярости. Настроение – это наш способ существования в этом мире.

Припомните кого-нибудь хорошо вам знакомого: если вас попросят описать этого человека, вы обязательно упомянете и о характерном для него настроении. К примеру, мы думаем об одних людях как о жизнерадостных, веселых, позитивных, дружелюбных, внимательных, а о других – как о замкнутых, мрачных, злопамятных, рассеянных и так далее. Настроение – краеугольный камень того, как мы воспринимаем мир и окружающих нас людей. Оно подобно компасу, так как определяет наш курс, прибавляет или сокращает наши шансы.

То, насколько мы умеем справляться со своим настроением, определяет отношение других людей к нам, нашему успеху и самореализации. Мы можем располагать безграничными ресурсами, связями с нужными людьми, хорошим образованием, но если настроение на нуле, будет сложно в достаточной степени генерировать энергию для того, чтобы продвигать проект или компанию, не говоря уже о том, чтобы развивать в себе умение побуждать к активным действиям других людей.

В айкидо мы говорим о проецировании позитивной ци, или жизненной энергии. Это означает, что каждый вызов судьбы, каждый кризисный момент следует воспринимать как возможность для преобразования и положительного конечного результата. Жить, каждый день настраиваясь на получение новых шансов для самосовершенствования, – наиболее верная позиция лидера.

Настроение – явление телесное, а не результат мысленных усилий, когда мы «надеваем» счастливое лицо и надеемся, что изменится и наше состояние. Мы можем «надевать» различные лица и изменять свое поведение, но при этом будем чувствовать себя и казаться другим неискренними. Изменяя свою форму – свой облик, – мы способны менять наше настроение, наше существование в этом мире. Научившись менять свое настроение, управлять им, мы сможем лучше воспринимать эмоциональное состояние других людей. Лидерам просто необходимо отслеживать свое настроение и уметь направлять его в позитивное русло. Если лидеры не принимают в расчет важность данного фактора, это равносильно плаванию на корабле без компаса.

Координация

Я убежден в том, что кровь и плоть мудрее интеллекта. Через бессознательное тело в нас пробивается жизнь. Именно здесь мы знаем, что мы живы, живы до самых глубин нашей души, где прикасаемся к живым богатствам космоса.

Д.Г.Лоуренс

В практике соматического лидерства считается, что основа успешной координации действий непосредственно определяется тем, как мы живем в своих телах. Безусловно, необходимо уметь разрабатывать стратегии и строить планы, видеть общую картину событий, ставить задачи, правильно расставлять приоритеты и составлять штатное расписание, в котором обозначены все должности, задачи и обязанности людей. Однако важнее всего для лидера, каков он, какова его живая личность, дает ли она возможности для успешной координации.

В любой организации на стенах зала собраний могут быть развешены красиво оформленные стенды, где указаны задачи фирмы и четко прописаны схемы взаимодействия между сотрудниками и отделами. Однако если люди не открыты, не живут в настоящем и не связаны друг с другом, они не смогут сотрудничать таким образом, чтобы, продвигаясь вверх по карьерной лестнице, не затронуть чьего-либо достоинства.

Одна из главных ошибок в этой сфере – думать, что ключевое требование для эффективной координации – прояснение ситуации. В случае неудачи человек в свое оправдание говорит: «Я выразился доступно», «Я ясно сказал ему», «Я сказал это несколько раз», «Просто очевидно, что должно быть сделано» или «Они говорили, что все выяснили». Очень часто такому человеку указывают, что эта «ясность» существовала только в его голове. Иначе говоря, мы нередко бываем уверены, что если нам самим ясно, как именно что-либо должно быть сделано, и мы выражаем это доступными словами, то координация непременно осуществится. Однако если объяснение понимать только как передачу информации от одной головы к другой, эффект может быть обратный.

Координация – это действия, а не дословное повторение того, что уже было сказано другими. В этом смысле я и моя собака Рози сможем продемонстрировать гораздо более эффективное взаимодействие, нежели многие знакомые мне «ясно» говорящие – образованные люди, которые управляют компаниями. Объяснение при координации полезно только тогда, когда оно обеспечивает интерпретацию, разделяемую всеми участниками, и когда все стороны действуют в согласии с ней.

Чтобы происходило именно так, необходимо быть искренним с окружающими. А для этого нужно быть искренним с самим собой. Наилучший способ стать искренним с самим собой, а значит, и с другими – это научиться жить в своем собственном теле, жить внутри собственного опыта. Для ясной и эффективной координации действий требуется сообщать о своих намерениях другим людям посредством просьб и обещаний, а также других речевых актов. Однако если мы не обращаем внимания на тела тех, с кем общаемся, то сказанное ими не всегда будет соответствовать действительности. То есть человек может сказать, что он взялся за какое-либо дело, но, если посмотреть на его тело, станет понятно, что скорее всего он при всем своем желании не справится с обещанием. Также может стать очевидно, что человек, несмотря на свою искренность, не обладает телом, которое было бы способно управлять ситуацией в случае неудачи. При нежелательном развитии событий он будет просто парализован стыдом и, чтобы избежать затруднений, не сообщит о своих трудностях, чем, конечно, только усугубит проблему и подорвет доверие сотрудников.

Лидер должен научиться различать, обладает ли человек телом, позволяющим ему строить и поддерживать отношения на основе доверия и взаимоуважения, или нет. Я утверждаю, что соматика предоставляет способ ощущать другого человека и определять наилучший метод взаимодействия с ним. Координация в этом случае будет работать в единстве с речью, действием и настроением.

Мы можем научиться быть в гармонии с телами других людей в целях лучшей координации, а также научиться наблюдать за телами других людей, что повысит нашу способность точно определять, насколько тот или иной человек честен, компетентен и надежен. Результат удачной координации действий – продвижение к цели, уважительное отношение к другим и состояние готовности к переменам, которые непременно последуют.

Обучение

Мы должны поощрять привычку к гибкости, к непрестанному обучению – это касается как организаций, так и отдельных людей.

Питер Друкер

Обучение – феномен телесный. И происходит оно путем постоянной практики и повторений. Если я хочу, к примеру, освоить новую компьютерную программу, мне будет недостаточно лишь прочитать руководство. Не получу я знаний, даже если запомню последовательность определенных действий. Чтобы научиться пользоваться программой, не обдумывая предварительно каждый свой шаг, требуется сначала попрактиковаться в работе с ней. Подобным образом мы осваиваем навыки вождения автомобиля. Для начала мы знакомимся с отдельными частями машины – педалью газа, тормозом, рулевым колесом, сигналами поворота, спидометром и так далее. Затем мы учимся внимательно и осторожно вести машину под руководством инструктора. В конечном же итоге мы обретаем способность вести автомобиль и одновременно с этим болтать с пассажирами, планировать свой день, слушать музыку, мечтать и даже разговаривать по телефону.

Наше умение управлять автомобилем усваивается на уровне тела. Мы уже просто его не замечаем. Для нас это занятие становится настолько естественным, что нам может быть даже сложно научить ему другого человека. Мы сами делаем это совершенно свободно. Путем постоянной практики мы воплотили способность водить автомобиль в свое тело и не задумываемся над последовательностью действий. Теперь можно сказать, что мы обладаем телом для вождения машины.

В современном мире от нас постоянно требуется обучение новым навыкам. Недостаточно просто иметь понятие о чем-то; требуется действовать в соответствии с полученным умением. Мы не отрицаем когнитивное обучение. Речь идет о том, что это только один аспект постижения нового. Подлинное же обучение происходит в телах. Когда мы понимаем, например, силу обоснованных утверждений, требований и просьб, но не способны сами действовать в соответствии с ними, необходимо разработать упражнения, которые натренируют наше тело и позволят ему умело соответствовать этим речевым актам. Обретя такую способность, других людей мы начинаем оценивать с тех же позиций, говоря: «У нее тело лидера» или «Он не обладает телом, соответствующим этому предложению».

Когда мы предпринимаем новые действия, начинаем работать иначе или вести себя по-другому, нас воспринимают как людей, которые научились чему-то. Верно и обратное: когда мы не воплощаем в себе новые умения и ведем себя по-прежнему, мы воспринимаемся как необучаемые, неразвивающиеся личности.

Возьмем для примера менеджера, который известен тем, что не выполняет своих обещаний. Он принимает решение научиться реализовывать свои заверения, чтобы улучшить взаимоотношения с клиентами и боссом. Для этого он читает новейшие книги об ответственности и обещаниях. Он становится интеллектуально подкованным в данном вопросе и может говорить на эту тему, но по-прежнему не может держать своих слов. Невзирая на усвоенные теории, он не меняет своего поведения, и люди по-прежнему видят в нем человека, который ничему не научился и которому нельзя доверять. Он упустил из вида практику, которая позволила бы ему изменить свое тело таким образом, чтобы люди видели соответствие его дел с его словами.

Обучение через тело открывает перед нами множество возможностей. Мы видим, что растем и преображаемся, и мы можем помогать другим в росте и обучении. Путем телесного обучения мы становимся способными творить будущее, заботясь о своих близких и о самих себе.

Достоинство

Стремление к утверждению собственного достоинства – фундаментальная особенность всех человеческих существ. У людей есть глубинная потребность в том, чтобы их считали значимыми, ценными, достойными уважения. Мы хотим что-то значить в глазах других. Это создает необходимое нам чувство гордости и самоуважения, которые становятся условием признания со стороны окружающих.

Наша способность выбирать есть основание достойной жизни. Действуя на основе моральных принципов, мы обладаем правом совершать выбор, который позволяет нам преодолеть чувство собственной неполноценности и потребность в безопасности. Когда мы решаем стать чем-то большим, чем комок страхов, влечений и эмоций, то предпринимаем первый шаг для выражении своего достоинства.

Выбор достойной жизни влечет за собой возникновение цели, смысла и стремлений. Вацлав Гавел, драматург и экс-президент Чехословакии, сказал об этом так: «Главные цели жизни представлены естественным образом в каждом человеке. В каждом есть тоска по справедливому человеческому достоинству, моральной целостности, свободному выражению бытия и возвышенным чувствам, выходящим за пределы существующего мира».

У истоков западной философской традиции Платон впервые поставил вопрос о достоинстве в своей работе «Республика». В «Республике» Сократ в разговоре с двумя афинскими аристократами требует создать такой класс горожан, которые бы защищали города от вторжения врагов. Он говорит, что основной чертой этих горожан-воинов станет «тимос» (thymos). Это слово можно перевести как «живой дух», «искренность». Далее он объясняет, что тимос предполагает мужество, бесстрашие, высокую самооценку и способность бороться за правду и справедливость.

Сократ предполагает, что, чем сильнее человек заинтересован в чем-либо, тем в большей мере он способен отбросить свои страхи и желание комфорта и занять место борца за достоинство свое и близких. А если потребуется, он сформирует «союз борцов за правду», даже если будет «страдать от голода, холода и других напастей». Такое обладание мужеством для борьбы за жизненно важные ценности, нежелание идти на моральные уступки и есть то, что в «Додзё лидерства» мы называем «духовным обязательством на пути к достоинству».

Образцовые лидеры воплощают в себе это качество. На протяжении длительного времени нас вдохновляли, мотивировали и подталкивали к действиям те, кто обладал духовным обязательством для обретения достоинства. Мать Тереза взяла на себя обязательство вернуть достоинство людям, лишенным гражданских прав, Мартин Лютер Кинг посвятил себя установлению расового равноправия, авторы декларации независимости боролись за свободу и справедливость, Эти люди благодаря своему упорству и чувству долга даровали миру те свободы, которыми мы сейчас наслаждаемся. Это по-настоящему эпохальные личности, которые изменили историю, встав на защиту своих ценностей.

Когда мы думаем о том, за что боремся сами, влияние этих людей и масштабность их действий могут нас просто ошеломить. Сравнивая, мы можем решить, что наши усилия ничтожны и мы мало что можем изменить в этом мире. Но важно помнить о том, что все эти мужчины и женщины приступали к своему делу не с мыслью о глобальных изменениях мироустройства. Они были такими же людьми, как мы с вами, но по разным причинам их сильно тронуло то, что происходило в их время. Они посвятили все свои силы, умения и время решению тех проблем, которые мешали взаимодействию людей. Они начали с противодействия тому, с чем столкнулись. Затем увидели, что не одиноки в своих убеждениях; многие поддержали их, и начались масштабные движения, которые изменили весь уклад жизни.

Чтобы следовать чувству долга и обрести достоинство, не обязательно становиться героем или мучеником или в срочном порядке изменить мир. Подумайте о тех, кто каждый день помогает больным и умирающим. Такие люди не появляются на обложке журнала People и не накапливают огромные богатства, но жертвуют средства тысячам нуждающимся.

Это немного редактированный текст из книги Р.Строцци-Хеклера “Додзё лидерства”

Добавить комментарий